Общее количество и возрастной состав автомототранспортных средств


Автомобильный парк Кыргызской Республики составляет около 1,3 млн. автомобилей, в том числе около 1 млн. легковых, 170 тыс. грузовых автомобилей и около 50 тыс. автобусов и микроавтобусов. Во второй половине 90-х годов прошлого века все автотранспортные предприятия были полностью приватизированы и фактически в настоящее время являются частными. В Кыргызской Республике на 1 января 2019 года функционируют 995 автобусных маршрута, из них 20 - международные, 282 - междугородние, 420 - пригородные и 273 - городские. Общая протяженность маршрутов составляет 55 тыс. км, которые ежедневно обслуживаются около 10 тыс. автобусами.

Основные показатели перевозок грузов, пассажиров и грузооборота всеми видами транспорта за последние годы увеличиваются. При этом, несмотря на меры, принятые правительством Кыргызской Республики все ещё сохраняется старение парка подвижного состава на автомобильном и воздушном видах транспорта, значительная часть автомобилей и воздушных судов находятся на пределе выработки ресурса и требуют обновления.

Для функционирования деятельности транспорта необходимо использовать различные виды топлива, которые сами по себе являются токсичными, что также усиливает негативное влияние транспорта на окружающую среду. При работе двигателя поглощается кислород и выделяются выхлопные газы, многие из которых отрицательно влияют на природу и на здоровье людей. Более того, работа транспорта сопровождается шумом, вибрациями и тепловым загрязнением среды обитания. При движении машин по грунтовым дорогам нарушается поверхностный слой почвы, возникает пылеобразование и другие виды отрицательного воздействия на окружающую среду.

Доля транспортного комплекса во внутреннем валовом продукте Кыргызской Республики в 2015 году составила 16730,3 млн. сомов, или 3,9 %, в 2016 году этот показатель составил – 18214,3 млн. сомов, или 3,8 % (таблица 8.1) составила 20648,2 млн. сомов, что соответствует 3,9 % внутреннего валового продукта и в 2018 году данный показатель составил 22027,1 млн. сомов с удельным весом в 4,0 %.

Таблица 8.1.
Доля транспортного сектора в ВВП Кыргызской Республики

№ п/пДоля транспортного сектора в ВВПДанные по годам
2015 г.2016 г.2017 г.2018 г.
1.Доля транспортной деятельности в ВВП, млн. сомов16730,318214,320648,222027,1
2.Доля к ВВП, в процентах3,93,83,94,0

Источник: НСК http://www.stat.kg/ru/ (данные предварительные)

Общее количество автомашин и транспортных средств в 2014 году составило 1015352 единиц, 1105606, 1156804 и 1293971 единиц в 2016, 2017 и 2018 годах соответственно. Среднегодовое увеличение количества автомашин и транспортных средств, по сравнению с 2014 годом, составляет 16,75 %, максимальное увеличение было в 2018 году и составило 27,44 %.

По составу автомашины и транспортные средства распределены следующим образом: легковые 79 %, грузовые 12 %, специальные около 0,8 %, автобусы 0,06 %, микроавтобусы 3 %, мототранспорт 2 % и прицепы и полуприцепы до 3 % (рисункок 8.1).

Транспорт – это источник выбросов загрязняющих веществ и оказывает неблагоприятное воздействие на состояние окружающей среды, и это воздействие возрастает с увеличением срока эксплуатации автомототранспортных средств. Возраст парка транспортных средств – это показатель, характеризующий техническое состояние парка с точки зрения его возраста.


Рисунок 8.1. Количество автомашин и транспортных средств по их видам, в процентах
Источник: Государственное учреждение «Унаа» при Государственной регистрационной службе при ПКР (ГУ «Унаа» при ГРС) https://grs.gov.kg/ru/

В развитии рыночной инфраструктуры, расширении внутренней и внешней торговли важную роль играет автомобильный транспорт. На долю транспорта, строительных и сельскохозяйственных машин и механизмов приходится 90-98 % потребления горюче¬ смазочных материалов и, соответственно, возрастает влияние автомобильного транспорта на окружающую среду. Политика Правительства Кыргызской Республики, направленная на ограничение импорта старых и поддержанных автомашин и автомототранспортных средств, введенная в 2008 году и предусматривающая увеличение ставки единой таможенной пошлины и налогов в 11 раз для автотранспортных средств, срок эксплуатации которых превышает 13 лет, оказала положительное влияние, и в итоге в страну начали завозить автотранспортные средства, срок эксплуатации которых составляет от 5-ти до 10-ти лет. Но, несмотря на это в Кыргызской Республике все ещё сохраняется использование подвижного состава парка автомашин и транспортных средств по срокам их нахождения в эксплуатации. Сведения о возрасте подвижного состава парка автомашин и транспортных средств по срокам их нахождения в эксплуатации представлены ниже в таблицах 8.2 и 8.3. Значительная часть, или около 66 % автомобильных транспортных средств находится на пределе выработки ресурсов, которые эксплуатируются в течение более 15 лет, и это свидетельствует о том, что в прошлые годы в страну массово завозились автотранспортные средства со сроком службы более 10-ти лет. Автотранспортные средства со сроком эксплуатации с 10 до 15 лет составляют 30 % от их общего количества. Доля автотранспортных средств со сроками эксплуатации до 5-ти, от 5-ти до 10-ти, от 10-ти до 15-ти лет и свыше 15-ти лет составляют в пределах: 0,54 - 1,26 %; 2,25 - 4,0 %; 7,56 - 30,35 % и 63,95 - 89,31 % соответственно.

Значительная часть выбросов вредных веществ в атмосферу зависит от технического состояния автомототранспортных средств и возраста подвижного состава автомашин и транспортных средств по срокам их нахождения в эксплуатации.

Таблица 8.2
Количество зарегистрированных легковых, грузовых, автобусов, микроавтобусов в Кыргызской Республике в разрезе годов выпуска, единиц

Тип транспортного средства

до 5 лет

с 5 до 10 лет

с 10 до 15 лет

свыше 15 лет

01.04.2016 г.

легковые

5894

27534

287285

572380

грузовые

3860

5363

31731

95013

микроавтобусы

279

1147

7743

31622

автобусы

84

717

80

6080

01.01.2017 г.

легковые

7163

30819

290943

572929

грузовые

4140

5889

33299

96548

микроавтобусы

328

1240

7957

31856

автобусы

130

737

91

6075

01.01.2018 г.

легковые

8905

35416

298465

575308

грузовые

4659

7104

36358

99543

микроавтобусы

368

1295

8209

32163

автобусы

166

864

288

6236

01.01.2019 г.

легковые

4578

21272

87695

899226

грузовые

1272

9021

14451

181497

грузопассажирские

110

264

622

3307

Автобусы + микроавтобусы

178

625

3174

36202

Источник: Государственное учреждение «Унаа» при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики (https://grs.gov.kg/ru/)

Таблица 8.3
Сведения о количестве зарегистрированных всех типов транспортных средствах в Кыргызской Республике за 2015-2018 годы в разрезе возраста выпуска (возраста), единиц


п/п

Типы транспортных средств

Всего транспортных средств, единиц

Годы эксплуатации транспортных средств

До 5-ти лет

С 5 до 10 лет

С 10 до 15 лет

Свыше 15 лет

Данные за 2015 год по состоянию на 01.04.2016 года

1.

Все типы транспортных средств

1076812

10037

34761

326839

705095

2.

Доля по возрасту от общего количества транспорта, %

100 %

0,932

3.228

30,352

65,480

Данные за 2016 год по состоянию на 01.01.2017 года

3.

Все типы транспортных средств

1090144

11761

37971

332290

707408

4.

Доля по возрасту от общего количества транспорта, %

100 %

1,079

3,483

30,481

64,891

Данные за 2017 год по состоянию на 01.01.2018 года

5.

Все типы транспортных средств

1115347

14098

44679

343320

713250

6.

Доля по возрасту от общего количества транспорта, %

100 %

1,264

4,006

30,781

63,949

Данные за 2018 год по состоянию на 01.01.2019 года

7.

Все типы транспортных средств:

1256748

6848

32446

95025

1122429

8.

Доля от общего количества транспорта, в %

100 %

0,545

2,582

7,561

89,312

Усредненные данные по возрасту транспортных средств по всем типам за 2015-2018 годы год по состоянию на 01.01.2019 года

9.

Все типы транспортных средств:

1256748

10686

37464

274366

812046

10.

Доля от общего количества транспорта, в %

100 %

0,850

2,981

21,831

64,615

Источник: ГУ «Унаа» при ГРС (https://grs.gov.kg/ru/)

В период с 2015 по 2018 год в Кыргызскую Республику импортировано, всего 38989 единиц транспортных средств (таблица 8.4), в том числе: тракторы 3704 единиц; моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, включая водителя – 1509 единиц; автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили - 10833 единиц; моторные транспортные средства для перевозки грузов - 22480 единиц и моторные транспортные средства специального назначения - 463 единиц.

Таблица 8.4
Импорт транспортных средств за 2015 – 2018 годы, единиц


п/п

Наименование транспортных средств

Количество ввоза по годам, единиц

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

1.

Тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709):

845,0

216,0

967,0

1676,0

2.

Моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, включая водителя

269,0

266,0

529,0

445,0

3.

Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили

2175,0

384,0

662,0

7612,0

4.

Моторные транспортные средства для перевозки грузов

3378,0

2324,0

6186,0

10592,0

5.

Моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров и грузов (например автомобили грузовые аварийные, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные

131,0

68,0

138,0

126,0

Источник: Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики (http://www.customs.gov.kg/?lang=ru)

Продвижение электромобилей

Наиболее интенсивным источником загрязнения атмосферного воздуха является автотранспорт с двигателем внутреннего сгорания и его вклад в загрязнение воздушного бассейна растет с каждым годом, ввиду неуклонного роста количества автомобилей. Транспортный комплекс Кыргызстана, включающий автомобильный, железнодорожный, авиационный является главным загрязнителем окружающей среды, и около 90 % от всех выбросов приходится на долю транспорта.

На сегодняшний день возможным компромиссом между сохранением мобильности и снижением вредного воздействия на окружающую среду могут стать электромобили. Многие сравнительные характеристики экологической эффективности показывают явное превосходство электромобилей перед другими видами автотранспорта.

По статистике, автомобили на традиционном топливе в среднем вырабатывают в 13 раз больше углерода и других газов, чем электромобили. Учитывая отсутствие значимых запасов углеводородов и газа, и почти полную зависимость страны от импорта энергоносителей, ориентир на экологический транспорт и поступательный переход на повсеместное использование электромобилей может быть выгодным.

В Кыргызстане уже действует нулевая таможенная ставка на импорт электромобилей. Правительством Кыргызской Республики вводятся стимулирующие ставки таможенных пошлин и налогов на автотранспортные средства с гибридными двигателями от 0,5 до 0,6 долл. США за кубический см. Учитывая экологические проблемы в Бишкеке, в том числе увеличивающееся количество выбросов вредных газов в атмосферу, такая инициатива становится актуальной.


Дата последнего изменения: 23 июн. 2021 г., 15:38:32