Потребление топливно-энергетических ресурсов транспортным сектором


За последние годы происходит резкое и неуклонное увеличение количества автомашин и автомототранспортных средств. Потребление бензина и дизельного топлива в 2018 году увеличилось по сравнению с 2015 годом в 1,2 раз и в 1,4 раза, соответственно, а потребление авиационного керосина уменьшилось в 3 раза. Основными потребителями бензина являются представители частного сектора, которые имеют автомобили с карбюраторными двигателями. Дизельное топливо в основном потребляется транспортом, занятым в сельском хозяйстве, строительной деятельности и перевозчиками грузов и пассажиров автомобильным транспортом с двигателем внутреннего сгорания. Авиационный керосин полностью используется при перевозках грузов и пассажиров на воздушном транспорте.

Общее потребление топливно-энергетических ресурсов внутри Кыргызской Республики увеличилось на 300,1 тыс. тонн с 2015 по 2018 год (таблица 8.10).

Таблица 8.10
Динамика потребления топливно-энергетических ресурсов внутри Кыргызской Республики*

Виды топливаЕдиница измеренияПотребление топлива по годам
2015 г.2016 г.2017 г.2018 г.
Авиационный керосинтыс. тонн.18,329,321,86,1
Бензинтыс. тонн689,7739,0691,5791,8
Дизельное топливотыс. тонн539,8481,5619,8750,0
Всего тыс. тонн1247,81249,81333,11547,9

Источник: НСК (http://www.stat.kg/ru/)

Увеличение количества автомашин и автомототранспортных средств привело к увеличению потребления топливно-энергетических ресурсов и росту общего числа автозаправочных станций по территории Кыргызской Республики. На конец 2015 года было 798 автозаправочных станций и их число к концу 2018 года возросло до 883 единиц (таблица 8.11). Наибольший рост количества автозаправочных станций наблюдается на территории Нарынской области и составляет 64,71 %, на территории Баткенской области рост количества АЗС составил 11,9 %, Чуйской области – 9,22 %, Джалал-Абадской области – 6,88 %. На территории города Ош количество автозаправочных станций снизилось с 36 до 34 единиц, что возможно связано с ликвидацией незаконных строений и объектов. На территории других областей и по городу Бишкек произошло незначительное увеличение количества автозаправочных станций.

Таблица 8.11
Количество автозаправочных станций по территории Кыргызской Республики

Наименование показателейДанные по годам
2015 г.2016 г.2017 г.2018 г.
Количество АЗС по территории Кыргызской Республики, всего на конец года, единиц, в том числе:798829864883
- в Баткенской области10194125113
- в Жалал-Абадской области160164164171
- в Иссык-Кульской области70707171
- в Нарынской области34595956
- в Ошской области152155155172
- в Таласской области13161618
- в Чуйской области141147149154
- в городе Бишкек91919494
- в городе Ош36333134

Источник: НСК (http://www.stat.kg/ru/)

Автозаправочные станции в основном размещены внутри территории населённых пунктов, вдоль полосы отвода автомобильных дорог общего пользования, в зонах зеленых насаждений, в непосредственной близости к жилым помещениям, офисам, в зонах водоохраны, рядом с каналами, водоёмами или вдоль каналов. Многие АЗС не имеют необходимую систему очистки дождевых стоков и необходимую защиту грунтовых вод. Отсутствие необходимого плана защитных мер, а также стихийное размещение АЗС, приводит к значительному ухудшению экологической обстановки и увеличению рисков возможных аварийных ситуаций.

Национальные стандарты качества топлива

Качество поставляемого топлива должно удовлетворять и отвечать требованиям, предъявляемым к экологически чистому топливу, поскольку автомобильное топливо - это основной источник токсичных загрязнителей атмосферы и окружающей среды.

Перечень продукции, которые подлежат обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 декабря 2005 года № 639 «Об обязательном подтверждении соответствия продукции», в соответствии с которым поставляемое топливо, в частности автомобильный бензин, подлежит обязательной сертификации на соответствие. Сертификация автомобильного бензина осуществляется по ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования» и ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные. Технические требования (с Изменениями № 1-6, с Поправкой). В соответствии с требованиями указанных государственных стандартов предельно допустимое содержание свинца в бензинах марок АИ-98 и менее, АИ-95 и менее не должно превышать 0,013 г/л. Сертификация дизельного топлива осуществляется по ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия (с Изменениями N 1-8)». В соответствии с требованиями данного ГОСТа, содержание серы в дизельном топливе, в зависимости от его марки, не должно превышать значений от 0,2 до 0,5 массовой доли серы, в процентах. По данным Центра стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Кыргызской Республики, не было случаев превышения при испытаниях предельно допустимых норм содержания свинца в автомобильном бензине, и серы в дизельном топливе.

Требования к топливу

Требования к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее по тексту топливо) на единой таможенной территории устанавливается Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (с изменениями от 2 декабря 2015 года), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 826.

За последние годы автомобильное топливо в ряде стран стало более экологичным. В Республике Армения, Российской Федерации и Республике Беларусь перешли на автомобильный бензин К5 в конце декабря 2016 года, а на дизельное топливо К5 - с 31 декабря 2015 года. Использование этих видов топлива позволяет снизить выбросы вредных и загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По сравнению с экологическим классом К3 содержание серы в бензине класса К4 ниже в 3 раза, этот же показатель для бензина класса К5 ниже в 15 раз. Содержание серы в бензине для бензинов класса К5, К4 и К3 составляют 150 мг/кг, 50 мг/кг и 10 мг/кг соответственно.

По сравнению с экологическим классом К3 содержание серы в дизельном топливе класса К4 ниже в 7 раз, этот же показатель для дизельного топлива класса К5 ниже в 35 раз. Содержание серы в дизельном топливе для дизельного топлива класса К5 и К4 составляют 50 мг/кг и 10 мг/кг против 350 мг/кг.

Автомобильный бензин, дизельное топливо, мазут и авиационный бензин должны соответствовать установленным Техническим регламентом требованиям. Автомобильный бензин может содержать красители, кроме зеленого и голубого цвета и вещества-метки, но не допускается применение металлосодержащих присадок, содержащих марганец, свинец и железо.

Государство-член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства-члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента.

В Кыргызской Республике требования к безопасности топлива отличаются от требований Технического регламента ЕАЭС.

Срок действия переходных положений, предусмотренных Техническим регламентом, завершился 31 декабря 2017 года, и это означает, что с 2018 года, топливо в Кыргызской Республике должно соответствовать классу К4 и К5. Однако, в связи с условиями вхождения Кыргызстана в ЕАЭС, в республике разрешено до 12 августа 2021 года реализовать топливо, соответствующее требованиям национального законодательства. При этом в Кыргызстане выпуск топлива возможен лишь при наличии документов, подтверждающих соответствие топлива обязательным требованиям, установленным законодательством Кыргызстана. Также, в Кыргызстане с 1 января 2018 года одновременно может выпускаться и реализовываться топливо, отвечающее требованиям Технического регламента ЕАЭС. Начиная с 12 августа 2021 года в Кыргызской Республике должно выпускаться и реализовываться топливо, отвечающее требованиям Технического регламента ТС 013/2011 ЕАЭС и соответствующее экологическим классам К4 и К5.



Дата последнего изменения: 7 мая 2021 г., 15:58:06