За последние годы происходит резкое и неуклонное увеличение количества автомашин и автомототранспортных средств. Потребление бензина и дизельного топлива в 2018 году увеличилось по сравнению с 2015 годом в 1,2 раз и в 1,4 раза, соответственно, а потребление авиационного керосина уменьшилось в 3 раза. Основными потребителями бензина являются представители частного сектора, которые имеют автомобили с карбюраторными двигателями. Дизельное топливо в основном потребляется транспортом, занятым в сельском хозяйстве, строительной деятельности и перевозчиками грузов и пассажиров автомобильным транспортом с двигателем внутреннего сгорания. Авиационный керосин полностью используется при перевозках грузов и пассажиров на воздушном транспорте.
Общее потребление топливно-энергетических ресурсов внутри Кыргызской Республики увеличилось на 300,1 тыс. тонн с 2015 по 2018 год (таблица 8.10).
Таблица 8.10
Динамика потребления топливно-энергетических ресурсов внутри Кыргызской Республики*
Виды топлива | Единица измерения | Потребление топлива по годам | |||
2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | ||
Авиационный керосин | тыс. тонн. | 18,3 | 29,3 | 21,8 | 6,1 |
Бензин | тыс. тонн | 689,7 | 739,0 | 691,5 | 791,8 |
Дизельное топливо | тыс. тонн | 539,8 | 481,5 | 619,8 | 750,0 |
Всего | тыс. тонн | 1247,8 | 1249,8 | 1333,1 | 1547,9 |
Источник: НСК (http://www.stat.kg/ru/)
Увеличение количества автомашин и автомототранспортных средств привело к увеличению потребления топливно-энергетических ресурсов и росту общего числа автозаправочных станций по территории Кыргызской Республики. На конец 2015 года было 798 автозаправочных станций и их число к концу 2018 года возросло до 883 единиц (таблица 8.11). Наибольший рост количества автозаправочных станций наблюдается на территории Нарынской области и составляет 64,71 %, на территории Баткенской области рост количества АЗС составил 11,9 %, Чуйской области – 9,22 %, Джалал-Абадской области – 6,88 %. На территории города Ош количество автозаправочных станций снизилось с 36 до 34 единиц, что возможно связано с ликвидацией незаконных строений и объектов. На территории других областей и по городу Бишкек произошло незначительное увеличение количества автозаправочных станций.
Таблица 8.11
Количество автозаправочных станций по территории Кыргызской Республики
Наименование показателей | Данные по годам | |||
2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | |
Количество АЗС по территории Кыргызской Республики, всего на конец года, единиц, в том числе: | 798 | 829 | 864 | 883 |
- в Баткенской области | 101 | 94 | 125 | 113 |
- в Жалал-Абадской области | 160 | 164 | 164 | 171 |
- в Иссык-Кульской области | 70 | 70 | 71 | 71 |
- в Нарынской области | 34 | 59 | 59 | 56 |
- в Ошской области | 152 | 155 | 155 | 172 |
- в Таласской области | 13 | 16 | 16 | 18 |
- в Чуйской области | 141 | 147 | 149 | 154 |
- в городе Бишкек | 91 | 91 | 94 | 94 |
- в городе Ош | 36 | 33 | 31 | 34 |
Источник: НСК (http://www.stat.kg/ru/)
Автозаправочные станции в основном размещены внутри территории населённых пунктов, вдоль полосы отвода автомобильных дорог общего пользования, в зонах зеленых насаждений, в непосредственной близости к жилым помещениям, офисам, в зонах водоохраны, рядом с каналами, водоёмами или вдоль каналов. Многие АЗС не имеют необходимую систему очистки дождевых стоков и необходимую защиту грунтовых вод. Отсутствие необходимого плана защитных мер, а также стихийное размещение АЗС, приводит к значительному ухудшению экологической обстановки и увеличению рисков возможных аварийных ситуаций.
Национальные стандарты качества топлива
Качество поставляемого топлива должно удовлетворять и отвечать требованиям, предъявляемым к экологически чистому топливу, поскольку автомобильное топливо - это основной источник токсичных загрязнителей атмосферы и окружающей среды.
Перечень продукции, которые подлежат обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 декабря 2005 года № 639 «Об обязательном подтверждении соответствия продукции», в соответствии с которым поставляемое топливо, в частности автомобильный бензин, подлежит обязательной сертификации на соответствие. Сертификация автомобильного бензина осуществляется по ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования» и ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные. Технические требования (с Изменениями № 1-6, с Поправкой). В соответствии с требованиями указанных государственных стандартов предельно допустимое содержание свинца в бензинах марок АИ-98 и менее, АИ-95 и менее не должно превышать 0,013 г/л. Сертификация дизельного топлива осуществляется по ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия (с Изменениями N 1-8)». В соответствии с требованиями данного ГОСТа, содержание серы в дизельном топливе, в зависимости от его марки, не должно превышать значений от 0,2 до 0,5 массовой доли серы, в процентах. По данным Центра стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Кыргызской Республики, не было случаев превышения при испытаниях предельно допустимых норм содержания свинца в автомобильном бензине, и серы в дизельном топливе.
Требования к топливу
Требования к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее по тексту топливо) на единой таможенной территории устанавливается Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (с изменениями от 2 декабря 2015 года), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 826.
За последние годы автомобильное топливо в ряде стран стало более экологичным. В Республике Армения, Российской Федерации и Республике Беларусь перешли на автомобильный бензин К5 в конце декабря 2016 года, а на дизельное топливо К5 - с 31 декабря 2015 года. Использование этих видов топлива позволяет снизить выбросы вредных и загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По сравнению с экологическим классом К3 содержание серы в бензине класса К4 ниже в 3 раза, этот же показатель для бензина класса К5 ниже в 15 раз. Содержание серы в бензине для бензинов класса К5, К4 и К3 составляют 150 мг/кг, 50 мг/кг и 10 мг/кг соответственно.
По сравнению с экологическим классом К3 содержание серы в дизельном топливе класса К4 ниже в 7 раз, этот же показатель для дизельного топлива класса К5 ниже в 35 раз. Содержание серы в дизельном топливе для дизельного топлива класса К5 и К4 составляют 50 мг/кг и 10 мг/кг против 350 мг/кг.
Автомобильный бензин, дизельное топливо, мазут и авиационный бензин должны соответствовать установленным Техническим регламентом требованиям. Автомобильный бензин может содержать красители, кроме зеленого и голубого цвета и вещества-метки, но не допускается применение металлосодержащих присадок, содержащих марганец, свинец и железо.
Государство-член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства-члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента.
В Кыргызской Республике требования к безопасности топлива отличаются от требований Технического регламента ЕАЭС.
Срок действия переходных положений, предусмотренных Техническим регламентом, завершился 31 декабря 2017 года, и это означает, что с 2018 года, топливо в Кыргызской Республике должно соответствовать классу К4 и К5. Однако, в связи с условиями вхождения Кыргызстана в ЕАЭС, в республике разрешено до 12 августа 2021 года реализовать топливо, соответствующее требованиям национального законодательства. При этом в Кыргызстане выпуск топлива возможен лишь при наличии документов, подтверждающих соответствие топлива обязательным требованиям, установленным законодательством Кыргызстана. Также, в Кыргызстане с 1 января 2018 года одновременно может выпускаться и реализовываться топливо, отвечающее требованиям Технического регламента ЕАЭС. Начиная с 12 августа 2021 года в Кыргызской Республике должно выпускаться и реализовываться топливо, отвечающее требованиям Технического регламента ТС 013/2011 ЕАЭС и соответствующее экологическим классам К4 и К5.